При сравнительно небольшом износе футеровки производят горячий ремонт методом торкретирования и иногда подваркой или ошлакованием, при сильном износе — холодный ремонт путем замены рабочего, а в редких случаях дополнительно арматурного слоя футеровки.
Подварка
Подваркой обычно ремонтируют завалочную и сливную стороны футеровки и днище. При сливе шлака в конвертере оставляют его часть и затем продувают шлак в течение 3—5 мин кислородом для окисления корольков железа и придания шлаку необходимой жидкоподвижности. Затем на шлак загружают бой огнеупорного кирпича. Поворотом конвертера распределяют загустевший шлак по футеровке; при этом конвертер останавливают в положении, при котором основная масса шлака находится в месте наибольшего износа футеровки, и выдерживают его в этом положении до 15—30 мин. Затем сливают излишек шлака и делают выдержку длительностью до 15—20 мин. Недостатком способа являются большая продолжительность (до 50 мин), трудоемкость и высокий расход огнеупоров.
Ошлакование футеровки
Ошлакование футеровки проводят оставляемым в конвертере после выпуска шлаком, вязкость которого увеличивают присадками доломита или извести. Производят четыре-пять покачиваний конвертера с выдержкой на каждой стороне до 5 мин.
Подварку и ошлакование нельзя провести на тех участках футеровки, которые не смачиваются шлаком при наклонах конвертера (это участки футеровки вблизи цапф конвертера и над ними).
Холодный ремонт
После остановки конвертера футеровку охлаждают вентиляторным воздухом до
Отъемные днища у конвертеров устанавливают при помощи домкратной тележки; место стыка тщательно утрамбовывают смолопериклазовой массой. Сверху утрамбованный стык закладывают двумя рядами хромито-периклазового кирпича. После окончания футеровки проводят ее обжиг.
Ремонт и обслуживание летки
При разделке летки удаляют огнеупорную массу и настыли металла. Если летка заметалливается или зашлаковывается, ее прожигают кислородом. При небольших разгарах летки производят ее подмазку массой из периклазового порошка на жидком стекле или водном растворе сернокислого магния.
При большом разгаре летки производят ее ремонт с заменой огнеупорных блоков. Вначале при помощи машины для ремонта леток путем разбуривания удаляют остатки износившихся леточных блоков и очищают от шлака и металла место их установки. Затем при помощи той же машины в разделанное отверстие вставляют леточные блоки, насаженные на металлическую трубу и закрепленные на ней шайбами. Блоки с трубой укрепляют в отверстии, расклинивая специальными штырями или прикрепляя трубу к фланцу летки. Затем конвертер поворачивают в горизонтальное положение и в зазор вокруг блоков заливают со стороны рабочего пространства конвертера огнеупорную массу на основе молотого периклазового порошка.
Массу готовят непосредственно перед заливкой; вначале в воде с температурой 60—90°С растворяют сернокислый магний до получения раствора плотностью 1,15—1,2 г/см3, затем его смешивают с молотым периклазовым порошком(порошок и сернокислый магний берут в соотношении 9: 1 по объему). Для приготовления массы разработаны специальные установки (растворомешалки), обеспечивающие смешение компонентов массы и ее подачу в летку конвертера через гибкий шланг при помощи сжатого воздуха. После заливки массы конвертер выдерживают в горизонтальном положении до полного высыхания массы. Стойкость летки при этом составляет 60—120 плавок.
В некоторых цехах ремонт летки проводят без применения огнеупорных блоков, устанавливая в канал летки стальную трубу и заливая вокруг нее огнеупорную массу из периклазового порошка и водного раствора сернокислого магния. Стойкость летки после такого ремонта составляет 10—40 плавок.