Самоходные чугуновозы, шлаковозы и сталевозы служат для приемки соответствующих расплавов в ковши и их транспортировки к сталеплавильным агрегатам (конвертеру, электропечи) или от агрегатов. Ковшевозы являются самоходными передаточными тележками, состоящими из следующих основных узлов: рамы, ходовых тележек, механизмов передвижения, токоприемника и скребкового механизма.
Сталевозы. Сталевозы предназначены для транспортировки ковша с жидкой сталью от конвертера в разливочный пролет; маневрирования ковшом под конвертером во время слива стали; подачи и уборки машины для установки конвертера, думпкаров для боя кирпича и мусора, несамоходных шлаковозов, а также для чистки рельсовых путей и плит под конвертером от выбросов металла и шлака. Ковш на сталевоз устанавливают и снимают разливочным краном.
Конструкция сталевоза для ковша вместимостью 350 т. Сварная рама сталевоза состоит из двух продольных и четырех поперечных балок коробчатого сечения, закрытых сверху съемным настилом из плит. Рама установлена на четырех балансирах с двумя скатами в каждом. Ходовая часть выполнена с четырьмя приводными ходовыми колесами и двумя отдельными механизмами передвижения. Привод каждого механизма передвижения состоит из электродвигателя постоянного тока, тормоза, трехступенчатого редуктора и двух промежуточных валов, соединенных зубчатыми муфтами с приводными скатами. Для защиты приводов от теплового излучения ковша и попадания металла при сливе установлены экраны. Ток подводится посредством токосъемного устройства и троллеев, проложенных в специальном тоннеле. Щель пролетного тоннеля закрывается металлической лентой, для укладки которой на сталевозе установлено лентоукладочное устройство.Соединение сталевоза с другими машинами производится автосцепкой, расцепной рычажный механизм которой приводится в действие вручную или дистанционно электромагнитами.
Централизованная система обеспечивает подачу смазки ко всем узлам трения. Рельсовый путь очищают четырьмя скребками, закрепленными на раме сталевоза. Между ножами скребков и головками рельсов установлен зазор 5—10 мм.
В сталевозах для ковшей вместимостью 130 и 280 т предусмотрены дополнительные скребки для уборки выбросов металла и шлака с плит под конвертером, которые устанавливаются по высоте винтовым механизмом с электроприводом, управляемым дистанционно.
Шлаковозы. В цехах с конвертерами вместимостью 50 и 100 — 130 т для уборки шлака применяют несамоходные шлаковозы с ковшами вместимостью 16 и 30 м3, транспортируемые сталевозами.
В цехах с большегрузными конвертерами шлак убирают самоходными шлаковозами. Из конвертера шлак сливают в ковш, установленный на шлаковозе, и вывозят в разливочный или вспомогательный пролеты, где ковш переставляют краном на несамоходный шлаковоз, который транспортируют локомотивом на отвал для дальнейшей переработки; на место снятого ковша устанавливают порожний, который подают шлаковозом под конвертер.
В эксплуатации находятся самоходные шлаковозы для ковшей вместимостью 16 и 30 м3 и комбинированные шлаковозы грузоподъемностью 320 т. Последние отличаются тем, что, помимо двух шлаковых ковшей по 16 м3, на него можно устанавливать коробы для мусора и боя огнеупорных материалов.
В период эксплуатации шлаковых ковшей происходит налипание шлака, а в ряде случаев и его зависание. Для предупреждения этого ковши предварительно опрыскивают известковым раствором или засыпают измельченным шлаком, что не всегда эффективно. Очистка ковшей от шлака представляет трудоемкую операцию с большой затратой времени. Механизация удаления шлака из ковшей в настоящее время приобрела большую актуальность. Машина для очистки ковшей и выбивки массива шлака состоит из поворотного стенда для ковша и консольно-поворотного крана для подъема шарового груза. Состав шлаковозов подают локомотивом к машине и ковши поочередно краном устанавливают на поворотный стенд. Налипший шлак удаляют ударами груза изнутри ковша. Массив шлака выбивают ударами груза снаружи по днищу ковша, предварительно повернув его стендом на 180°. Преимуществами машины являются исключение ручного труда, поточность обработки ковшей, высокие производительность и качество чистки, недостатками — снижение стойкости ковшей вследствие ударов.
Особенностью уборки шлака за рубежом является применение шлаковозов на пневматическом ходу грузоподъемностью от 10 до 100 т.
–