Схемы механизации шихтовых отделений

Оборудование шихтовых отделений выполняет разгрузочно-погрузочные работы, дозировку и транспортировку материалов к сталеплавильным агрегатам, отсев мелочи.

В шихтовое отделение с верхними ямными бункерами, глубина которых достигает 7 м, материалы поступают в саморазгружающихся вагонах по железнодорожному пути. Люки вагонов открывают и закрывают с передвижных мостов. Сыпучие материалы загружают грейферными кранами в мульды, установленные на специальные тележки. Последние образуют состав, который локомотивом подают в главное здание мартеновского цеха. Эстакады с железно­дорожными путями служат для маневровых целей.

В шихтовых отделениях с подвесными бункерами сыпучие мате­риалы можно загружать непосредственно в мульдовые составы, находящиеся под бункерами, или на ленточные конвейеры.

Схема механизации транспортировки сыпучих материалов конвейерами в главное здание цеха. Шихтовое отде­ление оборудовано двумя рядами ямных бункеров с нижним рас­положением рабочей площадки. Сыпучие материалы поступают в саморазгружающихся вагонах или на платформах. При помощи греферного крана их ссыпают в бункер с лотковым питателем, из которого они поступают на конвейер, проходящий вдоль стены здания. С конвейера сыпучие перегружаются на наклонный кон­вейер, расположенный в галерее, а затем в перегрузочный бункер, установленный в главном здании сталеплавильного цеха. Из этого  бункера материалы выдаются лотковым питателем на ленту подвижного конвейера и в мульды.

При расчете количества и вместимости ям для хранения лома следует иметь в виду, что при наличии на современных металлургических предприятий мощных копровых цехов большой производительности с механизированными складами нет необходимости иметь большой запас металлической шихты в шихтовом отделении.

В кислородно-конвертерных цехах система транспортирования сыпучих материалов состоит в основном из приемных бункеров (для каждого вида материалов), конвейерного тракта от приемных бунке­ров к расходным, расположенным у конвертера и разгрузочного уст­ройства (сбрасывающей тележки или реверсивного конвейера). Си­стемы транспортирования сыпучих материалов на отдельных метал­лургических заводах различаются только конструктивным исполне­нием и размещением оборудования.

В некоторых случаях сыпучие материалы загружают из приемных бункеров в специальные бадьи, которые транспортируют к расходным бункерам мостовыми кранами, монорельсовыми тележками, подвес­ными дорогами и т. д. Практический опыт показал, что в кисло­родно-конвертерных цехах с крупными конвертерами наиболее целе­сообразно перемещать сыпучие материалы к приемным бункерам саморазгружающимися железнодорожными вагонами или больше­грузными самосвалами, а от приемных бункеров к расходным— ленточными конвейерами.

Система транспортирования материалов к рас­ходным бункерам кислородно-конвертерного цеха металлургического комбината “Азовсталь”. Приемные подвесные бункера  нижнего расположения находятся в однопролетном здании шириной 18 м. Двадцать четыре металлических бункера, футерованных стальными (14Г2) листами толщиной 12 мм, установлены в два ряда, над каж­дым из которых устроен железнодорожный путь. В здании предусмот­рена кран-балка грузоподъемностью 5 т, предназначенная для закры­вания люков вагонов и ремонта оборудования. На всех бункерах уста­новлены вибраторы (тип ИВ-74), которые обеспечивают лучшее ссыпание материалов. На ленточный конвейер  их выдают при помощи электровибрационных питателей, перед которыми установлены за­творы шиберного типа.

Во многих цехах с конвертерами 100—130 т под приемными бун­керами размещены ленточные питатели. Однако они менее надежны, чем электровибрационные. Поэтому новые цеха оборудуют преимуще­ственно электровибрационными питателями типа 196А-ПТ и 189-ПТ.

На «Азовстали» ленточные конвейеры обеспечивают подачу сыпучих материалов с отметки +10,68 м до отметки +56,4 м. Угол наклона конвейеров не превышает 12°. Это дает возможность транспор­тировать даже окатыши. Система оборудована двумя конвейерными линиями, каждая из которых включает три конвейера. Для повыше­ния надежности в перегрузочных узлах предусмотрены двухрукавные течки, позволяющие передавать материал с одной ли­нии на другую. При работе в одну нитку конвейеров производитель­ность линии равна 350 т/ч, а в две — 700 т/ч. Ширина ленты конвейе­ра 1м, скорость движения 1,3 м/с, угол наклона 10° 21’, максималь­ная длина 297 м.

Конвейеры расположены в за­крытых галереях. Перегрузочные узлы (их два) оборудованы элек­трическими кранами грузоподъем­ностью 10 и 3,2 т с высотой подъе­ма груза соответственно 36 и 6 м. В расходные бункера материал ссыпают с помощью тележки, уста­новленной на каждой линии. Ма­териал сбрасывается на обе сторо­ны, что позволяет лучше заполнять расходные бункера. Скорость пере­движения тележки 0,3 м/с. В дру­гих кислородно-конвертерных це­хах вместо сбрасывающих тележек применяют передвижные конвейе­ры, которые размещают над рас­ходными бункерами.

В галереях предусмотрены механизмы  (раскаточные стойки, ле­бедки, блоки, зажимы и другое оборудование) для замены изношенной и установки новой ленты.

При использовании для загрузки приемных бункеров большегруз­ных самосвалов устройство отделения сыпучих материалов несколько отличается от рассмотренного. В кислородно-конвертерном цехе Западно-Сибирского металлургического комбината с конвертерами 350 т в приемные бункера вместимостью 115м каждый (8 бункеров раз­мещены в два ряда) загружают сыпучие материалы из самосвалов типа БелАЗ и КрАЗ. Для этого в здании имеются два сквозных заезда. Первые два бункера каждого ряда заполняются известью (они обору­дованы виброгрохотами), а следующие два — рудой, плавиковым шпатом и коксом. Эти бункера оснащены электровибрационными пи­тателями типа 196А-ПТ и 189А-ПТ. Просыпавшийся после кантова­нии самосвалов материал убирают с помощью специальных механизи­рованных подъемных площадок. Под приемными бункерами находится устройство для отсева мелкой фракции извести, которая по винтовым конвейерам и элеваторам попадает в бункер, расположенный на нуле­вой отметке, а затем — на аглофабрику.

На других заводах отсев извести в основном осуществляют только перед весами-дозаторами.

Черная и цветная металлургия