Территория металлургических заводов
Металлургические заводы должны располагаться с подветренной стороны по отношению к населенным пунктам, чтобы газ, пыль и дым не попадали на жилые кварталы. С той же целью санитарными нормами (СН-245-63) предусматривается защитная зона между предприятиями и населенными пунктами. Для металлургических заводов минимальная ширина защитной зоны установлена в 1000 м при условии организации специальных мер по борьбе с выбросами. В защитной зоне высаживаются кустарники и деревья.
Существенное значение имеет также отвод заводских выбросов через дымовые трубы значительной высоты в вышележащие слои атмосферы, что способствует рассеянию вредностей в атмосфере и значительному уменьшению концентрации газов и пыли в районе населенных мест.
Металлургический завод должен располагать достаточной территорией, на которой можно было бы рационально разместить пути для транспорта. Чрезмерная скученность зданий и сооружений создает опасность аварий и наезда транспорта и ухудшает условия аэрации основных цехов завода.
При разработке генерального плана завода следует также учитывать возможное расширение цехов в будущем, предусматривая для этого соответствующие площади. Рациональная планировка основных и вспомогательных цехов заводов оказывает существенное влияние на общее состояние безопасности и оздоровления условий труда. При этом должно учитываться направление господствующих ветров с таким расчетом, чтобы выбросы от доменных, сталеплавильных и прокатных цехов относились в сторону от заводской территории и не попадали на другие цехи и лаборатории завода.
Исключительно важное значение имеет организация безопасного передвижения людей по территории завода. Прежде всего необходимо устранить передвижение людей по железнодорожным путям. Для этого должны быть устроены переходные мосты и туннели, обеспечивающие удобный и безопасный проход людей от проходных завода непосредственно к цехам. Главные мосты следует оборудовать движущимися лестницами-эскалаторами.
Переезды через железнодорожные пути следует располагать в местах, обеспечивающих хорошую видимость путей, что дает возможность заблаговременно увидеть приближение подвижного состава, а машинистам локомотивов — видеть на значительном расстоянии переходы и переезды и своевременно подавать сигналы, а в случае необходимости принять меры для остановки состава. Переезды и переходы через пути необходимо снабжать настилом, уложенным на одном уровне с головкой рельсов. В местах интенсивного передвижения людей и автотранспорта переезды необходимо оборудовать автоматически действующими шлагбаумами и свето-звуковой сигнализацией. В ночное время переходы и переезды должны быть хорошо освещены.
Полную безопасность передвижения людей по территории завода обеспечивают специальные подвесные дороги, доставляющие рабочих от проходных к месту работы.
Для передвижения автотранспорта и подъезда автомашин к цехам должно быть устроено шоссе с прочным и гладким покрытием. По бокам шоссе необходимо проложить тротуары для пешеходов.
Всякого рода углубления, колодцы и т. п. требуется перекрывать или надежно ограждать. Все свободные участки заводской территории следует озеленять.
Территорию завода необходимо систематически очищать от мусора и производственных отходов, а в летнее время, кроме того, поливать водой. В зимнее время должны приниматься меры по своевременной очистке железнодорожных путей, шоссейных дорог и всех ходовых тротуаров и дорожек от снега и льда. Места прохода людей следует посыпать шлаком или песком.
В темное время суток заводская территория должна быть освещена в соответствии с действующими нормами (СН-245-63).
Здания металлургических заводов
Здания основных и вспомогательных цехов металлургических заводов должны быть прочными и устойчивыми и выполняться из несгораемых материалов.
В целях безопасного передвижения по крыше из материалов невысокой прочности (стальные или асбоцементные листы) необходимо устраивать настилы из досок шириной не менее 100 мм, которые надо укладывать вдоль световых и аэрационных фонарей. Независимо от угла наклона крыши по краям ее по всему периметру здания необходимо устанавливать предохранительные перила или парапеты.
За состоянием кровли зданий требуется вести надзор. Крыши необходимо своевременно ремонтировать. Металлические крыши для защиты от коррозии следует периодически окрашивать.
Внутри помещения вдоль фонарей надо подвешивать предохранительные сетки, что исключает опасность падения стекол вниз. Для безопасного доступа к окнам и фонарям для чистки стекол надо обязательно устраивать легкие площадки или передвижные люльки.
Большое внимание необходимо уделять устройству полов производственных зданий. Плохое состояние полов вызывает травматизм при передвижении людей и работе безрельсового транспорта. Полы в цехах желательно выполнять из износоустойчивых, малотеплопроводных и неэлектропроводных материалов. Полы не должны быть скользкими. В основных металлургических цехах они могут быть металлическими (обязательно рифлеными), бетонными, из гранитной брусчатки, клинкерными и шлакобетонными. В помещениях, где возможно проливание воды и других жидкостей (например, в травильном отделении), полы выполняют из материалов, не впитывающих жидкости, причем полам придают уклон для отвода жидкостей в сточную систему. При наличии в полах каналов для коммуникаций каналы на всем протяжении требуется перекрывать съемными металлическими или железобетонными плитами. Полы необходимо своевременно ремонтировать и содержать в чистоте, убирать их следует мокрым способом.
Для безопасного обслуживания металлургических агрегатов необходимо устраивать площадки с лестницами и перилами.
Входы и выходы зданий надо располагать так, чтобы работающие не пересекали железнодорожных путей. Лучше всего входы в здания основных цехов делать непосредственно с ответвлений пешеходных мостов. Для беспрепятственного выхода все ворота и двери должны открываться наружу. Число входов в цехи определяется условиями удобного и безопасного доступа людей к рабочим местам и беспрепятственной эвакуации из зданий. Открывание и закрывание ворот должно быть механизировано. В открытом положении створки ворот нужно надежно закреплять.
В зимнее время для предупреждения охлаждения цехов при открывании ворот при движении транспорта проемы ворот следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами.
Здания металлургических заводов должны быть обеспечены вентиляцией и освещением согласно действующим санитарным нормам проектирования промышленных предприятий (СН-245-63).
Серьезного внимания заслуживает вопрос отопления производственных помещений в холодный период года.
В горячих металлургических цехах, где выделяется большое количество тепла, нет нужды в устройстве специальных отопительных систем. Для этого достаточно сокращать в зимнее время воздухообмен прикрыванием вытяжных фонарей и приточных отверстий. Что касается зданий с незначительными избытками тепла (холодные пролеты цехов, склады и т. п.), то здесь следует предусмотреть небольшие помещения для обогревания работающих, отапливаемые центральными системами отопления или подачей подогретого воздуха. В ряде случаев целесообразно применять для отопления небольших помещений электрические печи безопасного типа (в пультах управления, в кабинах кранов и т. п.). Для местного отопления можно применять установки лучистого отопления.
Санитарно-бытовые устройства в зданиях металлургических заводов должны быть оборудованы в соответствии с санитарными нормами СН-245-63.
Металлургические заводы обеспечиваются производственной и хозяйственно-фекальной канализацией.
Спуск сточных вод в водоемы общего пользования может производиться лишь по согласованию с Государственной санитарной инспекцией.