Зазор между валками

Чертежи калибровок показывают рабочий вид валков, сов­местно работающих в одной клети, очертания и размеры ка­либров, выточенных в валках. На чертежах калибровок указывают лишь диаметры бочки валков и размеры буртов и калибров.

Прямоугольный калибр 1 – ручей, 2 – зазор, 3 – бурт, 4 – уклон

Бурты (рис. 76) предназначены для разделения калиб­ров в случае прокатки простых профилей, для восприятия осевых усилий в случае прокатки сложных фасонных про­филей и для размещения применяемой валковой арматуры. Ширина буртов может быть различной, но так как она свя­зана с длиной бочки валков, ее стремятся делать возможно меньше. При этом нужно иметь в виду, что бурты воспри­нимают боковое усилие прокатки и при недостаточной проч­ности могут сломаться. Ширина бурта тем меньше, чем меньше его высота или чем шире его основание. Щель меж­ду буртами является зазором между валками (рис. 76). Высота каждого калибра складывается из глубины врезов в верхнем и нижнем валках и величины зазора между ними.

 

Зазор между валками должен быть больше общей упру­гой деформации клети и допустимого износа калибров. Об­щая упругая деформация клети равна сумме упругих де­формаций всех ее деталей (валков, подшипников, подушек, нажимного устройства) δ = δв + δн + δп,       (85),

где δв, δн, δп — упругая деформация валков, нажнмпого устройства, подушек и подшипников. Причем δ = h1— tp (86), где h— толщина прямоугольной полосы после про­катки; tр — раствор валков. Упругую деформацию валков находят из совместного решения уравнений (85) и (86) δв = h1—tр—δп—δн (87). Для практических расчетов и целей следует строить графики зависимости усилия прокатки Р от упругой дефор­мации δ для предчистовых и чистовых клетей стана. График зависимости Р=f(δ) всегда выражается прямой линией и позволяет определить коэффициент жесткости ра­бочей клети по уравнению Кж = Р/δ (88). Чем совершеннее стан, тем меньше упругая деформация рабочей клети. Ве­личина Кж одного и того же стана может колебаться в сле­дующих пределах:

таблица

Практика работы на прокатных станах показывает, что деформация валков одновременно с подшипниками дости­гает 80 % от общей упругой деформации клети. Упругую деформацию клети стана необходимо учитывать при кон­струировании чистового калибра.

Черная и цветная металлургия